Глава 4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 42
1.ХАРАКТЕРИСТИКА
ОТКЛОНЕНИЙ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 42
2.ЭТАПЫ
ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 44
4.КЛАССИФИКАЦИИ
ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО 47
РАЗВИТИЯ 47
6.СПЕЦИФИКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 52
Тифлопедагогическое обследование детей
Знакомство
тифлопедагога с ребенком начинается с
изучения документации (записей, сделанных
специалистами ПМПК, направившей ребенка
в данное учреждение, обшей медицинской
и офтальмологической карт). Это позволяет
ему составить предварительное
представление о ребенке, подготовиться
к общению с ним и его родителями.
Готовность ребенка
к обучению, индивидуальные особенности
его познавательной деятельности,
возможности коррекции и комплекции
зрительной недостаточности тифлопедагог
определяет в процессе обследования.
Большое значение имеет при этом выявление
умений ребенка пользоваться своим
нарушенным (или остаточным — у слепых)
зрением и уровень развития сохранных
анализаторов.
При проведении
обследования тифлопедагог имеет
возможность увидеть трудности, мешающие
ребенку в овладении познавательной
деятельностью, проанализировать их
причины. Все эти данные позволяют
тифлопедагогу понять, на что опираться
в коррекционном обучении, определить
степень и характер необходимой помощи,
наметить основные задачи обучения.
Обследование
проводится тифлопедагогом в начале,
середине и конце учебного года. По данным
обследования составляются тифлопедагогические
характеристики детей.
Данные обследования
и характеристики фиксируются в
индивидуальных картах. В конце учебного
года тифлопедагог анализирует и обобщает
данные всех проведённых обследований.
Так он получает возможность проследить
динамику развития ребёнка в процессе
коррекционного обучения.
3.СИСТЕМА
ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫХ) 26
Вопросы
и практические задания 41
Литература 41
1.ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 70
2.ЗАДАЧИ
И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ 74
2.СИСТЕМА
ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 98
3.УСЛОВИЯ
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ 101
4.ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ
САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 102
5.СОДЕРЖАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ 105
Физическое
воспитание 106
Трудовое
обучение 106
Игра 107
Изобразительная
деятельность 108
Ознакомление
с окружающим миром 109
Музыкальная
деятельность и ее коррекционновоспитательное
значение 110
6.СОДЕРЖАНИЕ
СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОНННЫХ ЗАНЯТИЙ 110
7.СЕНСОРНОЕ
ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 113
8.ВЗАИМОСВЯЗЬ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
С ЛЕЧЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 115
1.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИИ 118
2.ПРИЧИНЫ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 120
3.КЛАССИФИКАЦИЯ
НАРУШЕНИЙ РЕЧИ 123
Нарушения
устной речи 124
Нарушения
письменной речи 124
Дошкольные
учреждения системы образования 126
Учебно-воспитательный
комплекс (УВК) 128
5.ЗАДАЧИ
И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ 131
Вопросы
и практические задания 135
Литература 136
Это самое важное, самое серьезное и самое тяжелое в родительском воспитании ребенка с определенными особенностями. Если ребенку уже 2 года и больше, лучше всего с ним поговорить, рассказать, что за заведение будет его принимать.
Лучше всего, если решите устраивать променад по детским садам, взять малыша с собой, чтобы он также почувствовал, где ему будет комфортно. Не стоит пренебрегать мнением своего ребенка, ведь тогда можно будет избежать серьезных проблем с адаптацией крохи в садике.
Глава 5. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха 70
Трудовое
воспитание
— целенаправленный процесс воспитания
любви к труду, потребности в нем: уважение
к людям труда, уважение чужого труда.
Задачами трудового
воспитания детей дошкольного возраста
с нарушениями зрения являются:
-
ознакомление с
трудом взрослых и воспитание уважения
к нему; -
обучение простейшим
трудовых умений и навыков; -
воспитание
интереса к труду, трудолюбия и
самостоятельности; -
воспитание
общественно направленных мотивов
труда.
Специальными
задачами трудового воспитания детей
дошкольного возраста с нарушениями
зрения являются:
-
коррекция и
преодоление негативных последствий
в развитии личности слепого или
слабовидящего ребенка; -
формирование
активной жизненной позиции; -
коррекция понятий
о видах, объектах, орудиях труда; -
формирование
навыков пространственной ориентировки; -
воспитание
готовности к участию в трудовой
деятельности.
В условия зрительной
недостаточности в силу психофизических
особенностей, а также из-за изменений
опеки взрослых у детей слепых и
слабовидящих уже с раннего возраста
притупляется естественное стремление
к трудовой деятельности на благо
других, наоборот, преобладает
потребительское отношение к окружающим.
В результате у
таких детей позднее формируется навыки
самообслуживания, страдает координация
движений, нет необходимых навыков
пространственной ориентировке. У детей
с нарушениями зрения отсутствует
привычка и потребность в ежедневном
труде, не сформирована установка к
труду и желание трудиться, остаются
несформированными такие качества, как:
трудолюбие, активность, самостоятельность
и т.д..
Трудовое воспитание
целесообразно осуществлять опираясь
на потенциальные возможности слепых
и слабовидящих детей и складывающиеся
у них процессы компенсации зрительного
дефекта. Основным является формирование
самостоятельности.