Психологические особенности детей с нарушениями зрения

3.1 Виды нарушений зрения

Степень
нарушения зрительной функции определяется
по уровню снижения остроты зрения —
способности глаза видеть две светящиеся
точки при минимальном расстоянии между
ними. За нормальную остроту зрения,
равную единице — 1,0, принимается
способность человека различать буквы
или знаки десятой строки специальной
таблицы на расстоянии пяти метров.

Разница в способности различать знаки
между последующей и предыдущей строками
означает разницу в остроте зрения на
0,1.

1.
слепые — это дети с полным отсутствием
зрительных ощущений, либо имеющие
остаточное зрение (максимальная острота
зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с
применением обычных средств коррекции
— очков), либо сохранившие способность
к светоощущению;

1.абсолютно,
или тотально, слепые — дети с полным
отсутствием зрительных ощущений;

2.частично
слепые — дети, имеющие светоощущения,
форменное зрение с остротой зрения от
0,005 до 0,04;

Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.).

Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).

Презентация на тему "Особенности детей с нарушением зрения"

Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.

По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:

  • Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства);
  • Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.);
  • Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).

По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.

Особенности развития детей с нарушениями зрения

Слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что

и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их

развития могут быть отличны от таковых у зрячих.


Слепота
и глубокие нарушения зрения вызывают
отклонения во всех видах познавательной
деятельности. Негативное влияние
нарушения зрения проявляется даже там,
где этот дефект не должен нанести ущерб
развитию ребенка. Систематизация,
классификация, группировка материала,
так же как и создание условий его четкого
восприятия, являются предпосылкой
развития памяти при нарушенном зрении.

Становление
речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения
осуществляется принципиально одинаково,
однако отсутствие зрения или его глубокое
нарушение изменяет взаимодействие
анализаторов, в силу чего происходит
перестройка связей, и в процессе
формирования речь включается в иную
систему связей, чем у зрячих.

Речь слепого
и слабовидящего развивается в ходе
специфической человеческой деятельности
— общения, но имеет свои особенности
формирования — изменяется темп развития,
нарушается словарно-семантическая
сторона, появляется «формализм»,
накапливается большое количество слов,
не связанных с конкретным содержанием.

Предметные совместные действия с речевым
словесным обозначением как самих
предметов, так и действий с ними, с одной
стороны, стимулируют соотнесение
усвоенных ребенком слов с конкретными
предметами окружающего мира, с другой
— являются условием лучшего познания
внешнего мира в процессе активного
оперирования с предметами.

Речь
слепого выполняет также компенсаторную
функцию, включаясь в чувственное и
опосредованное познание окружающего
мира, в процессы становления личности.
Компенсация последствий глубоких
нарушений зрения участием речи наиболее
четко проявляется в чувственном познании,
поскольку она уточняет, корригирует и
направляет протекание процессов
чувственного познания, позволяет более
полно и точно воспринимать предметный
мир в ощущениях и представлениях.


Специфика
развития речи выражается также в слабом
использовании неязыковых средств
общения — мимики, пантомимики, поскольку
нарушения зрения затрудняют восприятие
выразительных движений и делают
невозможным подражание действиям и
выразительным средствам, используемым
зрячими.

Это отрицательно сказывается
на понимании речи зрячего и на
выразительности ее у слепого и
слабовидящего. В таких случаях требуется
специальная работа по коррекции их
речи, позволяющая овладеть ее экспрессивной
стороной, мимикой и пантомимикой и
использовать эти умения в процессе
общения.

Необходимыми
условиями своевременного выявления
любой патологии развития, включая
нарушение зрительной функции, являются
тщательное наблюдение за ребенком с
самого его рождения и хорошее знание
нормативных сроков становления основных
показателей психического развития.

При
наблюдении за динамикой психического
развития ребенка необходимо адаптировать
тестовый материал к сниженным возможностям
зрительного восприятия у детей с
нарушением зрительной функции.
Предъявляемый материал должен иметь
большую контрастность, лучшую освещенность,
большие угловые размеры.

1.клиническое
ассистирование и клиническая помощь;

2.самоанализ,
самоотчет, самоконтроль и самонаблюдение;

3.обследование
актуального, действительного
функционирования зрения в реальных
условиях школьного обучения.

В
ходе офтальмологической консультации
должны определяться не только заболевание,
острота центрального и периферического
зрения и его категория, но и показания
к использованию линз, очков, дозировка
физической нагрузки или противопоказания
к ней и т. д.


1)
органическая, или внутрисистемная,
компенсация, при которой перестройка
функций осуществляется за счет
использования механизмов данной
функциональной системы;

2)
межсистемная, основанная на мобилизации
резервных возможностей, находящихся
за пределами нарушенной функциональной
системы, на установлении и формировании
новых анализаторных нервных связей с
использованием обходных путей, включением
сложных механизмов адаптации и
восстановления вторично нарушенных
функций.

Создан
комплекс специальных коррекционных
занятий, осуществляемых в условиях
различных форм учебной, игровой,
практической деятельности, имеющих
целью компенсацию нарушенных или
полностью утерянных зрительных функций,
а также вторичных отклонений в развитии.

Механизм компенсации: в сенсорный акт
познания включаются высшие познавательные
процессы, используется прошлый опыт,
большая роль принадлежит предметно-практической
деятельности.

Непременным
условием всех работ по развитию
зрительного восприятия является создание
комфортных, гигиенических и эргономических
условий для работы слепого с остаточным
зрением.

Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание.

Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.

Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность. При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение.

Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.

Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.

Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.

В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.

Важная составляющая развития детей с нарушением зрения – физическая активность. Так как такие малыши плохо ориентируются в пространстве, они предпочитают больше сидеть либо лежать.

Малоподвижный образ жизни способствует развитию слабости мышц (мышечной гипотонии). Важно в ежедневный режим такого ребенка включать подвижные игры, которые развивают координацию движения, укрепляют мускулатуру, стимулируют зрение и обучают нужным навыкам.

Перед тем как подобрать такие игры, необходимо обязательно проконсультироваться с офтальмологом, чтобы избежать ухудшения состояния здоровья. Во время игр нужно просить ребенка выполнить определенные движения или задания, которые будут обучать ориентации в окружающем пространстве.

Большое значение в развитии детей с нарушением зрения приобретает правильный выбор игрушек. Естественно, они должны быть больших размеров и яркого цвета. Не стоит забывать об игрушках, которые стимулируют тактильные ощущения, а также о музыкальных предметах.

Родители должны понимать, что обучение детей с нарушением зрения отличается от обучения видящих детей. Главное его правило – многократное повторение каждого действия. Обучая чему-то ребенка, нужно ему объяснять, зачем нужно данное действие, как его выполнять правильно.

Особенности детей с нарушением зрения

Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша.

Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей.

В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.

Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.

Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.

Существует несколько классификаций нарушения зрения у малышей. Согласно одной из них, данная патология бывает врожденной, наследственной и приобретенной (в результате травмы или болезни).

Также все патологии зрения разделяются на следующие виды:

  • Функциональные – не затрагивают структуры системы зрения. Такие патологии считаются легкими и могут быть вылечены при своевременном обращении к врачу. К ним можно отнести косоглазие, астигматизм, близорукость, дальнозоркость.
  • Органические – это патологии, которые затрагивают структуры глаза и всей системы зрения. Нередко они приводят к остаточному зрению и даже слепоте. К таким заболеваниям относятся болезни сетчатки и зрительного нерва, аномалии рефракции глаз, нарушения оптического аппарата глаза.

Отдельно стоит упомянуть о степени тяжести нарушения зрения. Так, при косоглазии и амблиопии острота зрения составляет менее 0,3, слабовидящим считается ребенок с остротой зрения на лучше видящем глазу 0,05-0,2, слепой малыш – острота зрения на лучше видящем глазу составляет 0,01-0,04.

Главной особенностью детей с нарушением зрения является то, что они познают мир в основном через звуки и осязание. Такой ребенок узнает приближающуюся машину не по ее виду, а по звуку. В результате, представление о мире у этих деток немного иное, чем у видящих людей.

В некоторых случаях слабовидящий или слепой ребенок неправильно понимает слова, поскольку не может соотнести их с реальным объектом.

Довольно часто нарушения зрения у детей сопровождаются задержкой развития, нарушениями слуха, ДЦП, плоскостопием, нарушением осанки. Все эти отклонения и заболевания также требуют лечения и коррекции.

Формирование речи у слабовидящего малыша имеет некоторые особенности: нарушение темпа развития, словарно-семантической стороны речи, накопление большого количества слов, смысл которых непонятен.

Приблизительно к возрасту двух лет слабовидящий ребенок овладевает большим запасом слов, которые он слышит от взрослого, часто не имея представления об их содержании. В это время очень важно, чтобы родители максимально возможно «наполняли» все свои слова и предложения осязаемыми движениями.

Например, не просто рассказывать ребенку о цветочке, а дать ему подержать цветок в руках, пощупать пальчиками стебелек и лепестки.

Как правило, для правильного становления речи у детей с нарушением зрения трудно обойтись без помощи логопеда.


Все детки нуждаются в дошкольном и школьном образовании. В случае если степень нарушения зрения не слишком большая, малыш может посещать обычный детский сад и школу, пользуясь очками или контактными линзами. В такой ситуации воспитатель или учитель должен подготовить других детей к тому, что у их товарища есть некоторые особенности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: