Каковы причины нарушения зрения Диагностирование нарушений зрения Коррекция зрения

Группа врожденных причин

Если зрение испортилось, то причиной может быть отслоение сетчатой оболочки глаза. Это опасная патология, которая может стать причиной слепоты. Уровень заболеваемости составляет 5–10 человек на 100000. Это наиболее частая причина слепоты и инвалидности. Известны 3 формы этой патологии:

  • травматическая;
  • первичная;
  • вторичная.

Способствуют отслоению следующие факторы:

  • попадание жидкости или инородного предмета;
  • интенсивные нагрузки;
  • черепно-мозговые травмы;
  • падения;
  • окклюзия артерий;
  • увеит;
  • опухоли;
  • токсикоз во время беременности;
  • тяжелая форма гипертонической болезни;
  • операции на глазах.

Историческая справка указывает, что отслоение чаще всего развивается у людей с нарушением рефракции. Чаще всего поражается 1 глаз.

Дистрофия и вирусные инфекции — влияющие на состояние сетчатки факторы. При отслоении наблюдается быстрое ухудшение зрения в одном глазу.

Дополнительными признаками являются ощущение пелены перед глазами, наличие тени в одном из полей зрения, вспышки и искры. На ранних стадиях симптомы выражены слабо.

  • генетически обусловленные заболевания — изменение размеров глазного яблока, катаракта и многие другие;
  • врожденные доброкачественные образования в головном мозге ребенка, которые проявляются по мере взросления малыша;
  • разнообразные заболевания матери во время беременности (вирусные и инфекционные заболевания или нарушение обмена веществ, сильные психологические потрясения);
  • наследственная предрасположенность — обычно она включается в моменты сбоя работы нервной системы, поэтому так важно создавать для малыша спокойные условия развития, без стрессов и потрясений;
  • социальные и бытовые условия (плохое питание, бедное витаминами, неблагоприятные природные и климатические условия).

Глубоким
и стойким считается такое поражение
слуховой функции, при котором процесс
развития протекает на дефектной основе
и не обнаруживает признаков улучшения
пораженной функции, а лечебные средства
оказываются неэффективными.

Для развития любого заболевания должны быть свои причины, естественно, они имеются и у глазных болезней.

1. Близорукость. Причины:

  • Спазм аккомодации.
  • Изменение формы роговицы.
  • Смещение хрусталика в результате травмы.
  • Склероз хрусталика, что свойственно пожилым людям.

2. Причины дальнозоркости:

  • Уменьшенный размер глазного яблока, поэтому все младенцы дальнозоркие. Ребенок растет, и с ним глазное яблоко до 14-15 лет, поэтому с возрастом этот дефект может исчезнуть.
  • Уменьшается способность хрусталика изменять кривизну. Этот дефект появляется в старческом возрасте.

3. Косоглазие. Причины:

  • Травмы.
  • Дальнозоркость, близорукость, астигматизм средней и высокой степени.
  • Заболевания центральной нервной системы.
  • Параличи.
  • Стрессы.
  • Психические травмы, испуг.
  • Аномалии развития и прикрепления глазодвигательных мышц.
  • Инфекционные заболевания.
  • Соматические заболевания.
  • Резкое падение зрения одного глаза.

4. Причины астигматизма:

  • Чаще всего этот дефект является врожденным и большинству не доставляет неудобств.
  • Травмы глаз.
  • Заболевание роговицы.
  • Оперативное вмешательство на глазном яблоке.

5. Дрожание глаза. Причины следующие:

  • Врожденная или приобретенная слабость зрения.
  • Отравление лекарственными препаратами.
  • Поражение мозжечка, гипофиза или продолговатого мозга.

Виды заболеваний органов зрения

Органы зрения начинают формироваться еще тогда, когда малыш находится в утробе матери. Самый интенсивный период развития — это возраст от 1 года до 5 лет. Глазное яблоко растет до 14-15 лет. В 2-3 года формируется подвижность глаз, именно в этом возрасте может появиться косоглазие.

Большую роль играет наследственный фактор и общее состояние здоровья. Раздражительность, усталость, нервные стрессы не только оказывают свое влияние на нервную систему, но и, как доказано учеными, являются причинами заболеваний органа зрения.

Вот только некоторые виды заболеваний органов зрения, которые встречаются чаще всего:

  1. Миопия или близорукость. Это дефект зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. В результате хорошо видны предметы, расположенные близко, и плохо — те, что вдали. Как правило, развивается в подростковом возрасте. Если не лечить болезнь, она прогрессирует и может привести к значительной потере зрения и инвалидности.
  2. Гиперметропия или дальнозоркость. Это дефект зрения, при котором изображение формируется за сетчаткой. В молодости при помощи напряжения аккомодации можно добиться четкого изображения. У людей, страдающих таким заболеванием, при напряжении глаз часто бывают головные боли.
  3. Косоглазие или страбизм. Это нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз. Главный признак — это несимметричное положение роговиц по отношению к углам и краям век. Косоглазие может быть врожденным и приобретенным.
  4. Астигматизм. Дефект зрения, при котором нарушена форма роговицы хрусталика или глаза, вследствие чего человек теряет способность видеть четкое изображение. Если это не лечить, то может привести к резкому падению зрения или к косоглазию.
  5. Нистагм, или дрожание глаза, проявляется самопроизвольным колебанием глазных яблок.
  6. Амблиопия. Этот дефект связан с понижением зрения, не поддается коррекции с помощью линз или очков.
  7. Катаракта характеризуется помутнением хрусталика глаза.
  8. Глаукома. Заболевание, связанное с постоянным или периодическим повышением внутриглазного давления. Как следствие, снижение остроты зрения и атрофия зрительного нерва.
  9. Компьютерный зрительный синдром. Характерна светочувствительность, сухость глаза, резь, двоение.
  10. Конъюнктивит. Характеризуется воспалением оболочки, покрывающей глазное яблоко и веки со стороны глаза.

Это только некоторые заболевания, которые напрямую связаны со зрительным анализатором.

Развитие у человека миопии

Часто ухудшается зрение по типу диплопии. Это патологическое состояние, при котором окружающие предметы двоятся. Различают горизонтальную и вертикальную диплопии. Данный недуг может являться симптомом серьезной патологии. Известны следующие причины диплопии:

  • поражение черепных нервов;
  • нарушение работы глазодвигательных мышц;
  • поражение нервных пучков;
  • рассеянный склероз;
  • инсульт;
  • синдром Миллера-Фишера;
  • миастения;
  • опухоли мозга;
  • ботулизм;
  • острое отравление;
  • сахарный диабет.

Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях.

Среди
аномальных детей значительную категорию
составляют дети с различными выраженными
отклонениями слуха.

Слух
– отражение действительности в форме
звуковых явлений, способность человека
(живого организма) воспринимать и
различать звуки . Эта способность
реализуется посредством органа слуха
или звукового анализатора (это сложный
нервный механизм). Слуховой анализатор
включает периферический отдел, средний
и центральный отделы. Ухо является
усилителем и преобразователем звуковых
колебаний.

Окружающий
нас мир полон звуков, отличающихся
огромным разнообразием. Мы живем в мире
звуков. Слух имеет огромное значение
для развития человека.

врожденные причины нарушения зрения


Познание
окружающей действительности крайне
затруднено у ребенка, лишенного слуха.

Овладение
речью — одна из центральных, важнейших
психических функций — в определяющей
степени зависит от слуха. Ребенок,
имеющий дефекты слуха не может
самостоятельно научиться говорить,
т.к. нечетко воспринимает речь и слышит
звуковые образцы.

Ребенок с недостатками
слуха не может контролировать собственное
произношение. Соответственно от этого
в значительной степени страдает его
устная речь.

Все эти факторы отрицательно
влияют на процесс и возможности обучения
и познания окружающего мира.

Речь
лежит в основе мыслительной деятельности.

Глубокие
нарушения слуха и речи способствует
известной социальной изоляции аномальных
детей, т. к. деятельность с нормально
слышащими ограничено.

Таким
образом, глубокое и стойкое нарушение
слуха оказывает влияние на психическое,
физическое и личностное развитие
ребенка.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Нарушения зрения: виды нарушений остроты зрения (близорукость и ...

Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

I. 1. Анатомофизиологические особенности

зрительного анализатора

Прежде чем представить как развивается орган зрения по мере роста ребенка и что нужно делать, чтобы избежать появления у него зрительных расстройств, необходимо ответить на вопрос: «Благодаря чему мы видим окружающий мир и как это происходит?»

Функция, именуемая зрением, осуществляется в человеческом организме с помощью зрительного анализатора.

Причины нарушения зрения у человека

Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, проводящих путей и зрительной зоны коры головного мозга. Глазное яблоко помещается в глазнице и имеет не совсем правильную шаровидную форму.

Стенки глазного яблока образованы тремя оболочками. Снаружи оно покрыто белочной оболочкой, или склерой.

Она самая толстая, прочная и обеспечивает глазному яблоку определенную форму. Эта оболочка непрозрачна и лишь в переднем отделе в склеру как бы врезано крошечное окошко диаметром около 12 мм — роговица.

Изнутри к склере прилегает вторая оболочка глаза — сосудистая. Она обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом, содержащим красящее вещество.

Часть сосудистой оболочки, находящейся за роговицей, образует радужную оболочку, или радужку. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу.

Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много — глаза темно или светло-карие, а когда мало — серые, зеленоватые или голубые.

У некоторых людей (альбиносы) в радужной оболочке пигмент не содержится. Глаза таких людей имеют красный цвет (просвечивают только кровеносные сосуды).

В центре радужки есть небольшое отверстие — зрачок, который, суживаясь или расширяясь, пропускает то больше, то меньше света. Радужка отделяется от собственно сосудистой оболочки ресничным телом.

В толще его находится ресничная мышца, на тонких упругих нитях которой подвешен хрусталик — крошечная двояковыпуклая линза диаметром 10 мм. При сокращении или расслаблении ресничной мышцы хрусталик меняет свою форму — кривизну поверхностей.

Это свойство хрусталика позволяет видеть предметы как близком, так и на далеком расстоянии. При чтении или любой другой работе на близком расстоянии хрусталик становится более выпуклым, а при взгляде вдаль уплощается.

Свойство глаз приспосабливаться к рассматриванию предметов, находящихся на разном расстоянии он него, называется аккомодацией. Она осуществляется за счет цилиарной (ресничной) мышцы.

Хрусталик не имеет ни сосудов, ни нервов, его питание обеспечивается специальной жидкостью, которую продуцирует ресничное тело.

У детей и молодых людей до 25 — 35 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. С возрастом хрусталик плотнеет.

Вся внутренняя полость глаза заполнена прозрачной желеобразной массой — стекловидным телом. При помутнении стекловидного тела зрение резко ухудшается.

Роговица, хрусталик и стекловидное тело — оптическая, или преломляющая, система глаза. Луч света проходит через прозрачные среды, которые изменяют (преломляют) его направление.

Преломляющая сила глаза зависит от состояния оптической системы у данного человека. Но для получения четкого изображения важна не только преломляющая сила оптической системы глаза сама по себе, но и ее способность фокусировать лучи на третьей, самой внутренней оболочке глаза — сетчатке.

Сетчатка имеет очень сложное строение. В ней различают 10 слоев клеток. Особенно важное значение имеют клетки, получившие название колбочек и палочек. В сетчатой оболочке палочки и колбочки расположены неравномерно. Палочки (числом около 130 млн.) отвечают за восприятие света, а колбочки (их около 7 млн.) — за цветовое восприятие.

Самым важным местом сетчатки является так называемая центральная ямка, расположенная в центре желтого пятна. Это — область наилучшего восприятия зрительных ощущений.

В пределах центральной ямки плотность колбочек достигает от 113 тысяч до 147 тысяч на 1 мм, а палочки полностью отсутствуют. По мере удаления от центральной ямки количество палочек достигает наибольшей плотности (до 170 тысяч на 1 мм).

Колбочки являются клетками, обеспечивающими дневное и цветное зрение. Они возбуждаются при солнечном и ярком электрическом свете. Палочки же обеспечивают сумеречное и ночное зрение. Под влиянием света в колбочках и палочках происходят определенные физические и химические процессы.

В палочках находится особое вещество, получившее название зрительного пурпура (родопсин), в колбочках — фотореагент (иодопсин), природа которого не установлена. В результате воздействия света зрительный пурпур подвергается изменениям: на свету он распадается, а в темноте восстанавливается при участии витамина А и других веществ.

Нарушение нормальной деятельности палочек вызывает заболевание, известное под названием «куриная слепота». Это заболевание заключается в том, что человек прекрасно видит днем и при ярком электрическом свете; вечером, как только наступают сумерки, он почти перестает видеть, а наступлением темноты полностью теряет зрение.

Причины нарушения зрения

Цвет предметов воспринимают только колбочки, поэтому ночью, когда мы видим только при помощи палочкового аппарата, все предметы кажутся одинаково серыми. Лучше всего цвета воспринимаются теми участками сетчатки, где больше всего колбочек (желтое пятно и центральная ямка).

У некоторых людей, обычно мужчин, частично или полностью утеряна способность восприятия цвета. Нарушение цветового зрения является серьезным препятствием к овладению такими профессиями, как машинист, летчик, шофер и т.д., при которых цветоощущение имеет первостепенное значение.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг.

Зрительный нерв состоит примерно из 1 млн волокон. В центральной части зрительного нерва проходят сосуды. В месте выхода зрительного нерва палочки и колбочки отсутствуют, вследствие чего свет этим участком сетчатки не воспринимается. Это место называют слепым пятном в отличие от желтого пятна.

Таким образом, глаз человека устроен очень сложно, каждая его часть имеет определенное значение. Следовательно, орган зрения нуждается в защите от повреждений, более того, в определенных условиях для нормального развития и работы.

Защитными приспособлениями глаза являются веки и слезная жидкость. Веки закрываются рефлекторно. При этом они изолируют сетчатку от действия света, а роговицу и склеру — от каких-либо вредных воздействий. При моргании происходит равномерное распределение слезной жидкости по всей поверхности глаза, благодаря чему глаз предохраняется от высыхания.

Слезная жидкость вырабатывается специальными слезными железами. Она содержит 97,8 % воды, 1,4 % органических веществ и 0,8 % солей. Слезы увлажняют роговицу и способствуют сохранению ее прозрачности.

В слезной жидкости содержатся вещества, убивающие микробы. Благодаря этому слезная жидкость играет особо важную защитную роль. Слезная жидкость через слезные канальцы, отверстия которых расположены во внутренних углах глаз, попадает в так называемый слезный мешок, а уже отсюда — в носовую полость.

Когда слезная железа производит избыточное количество жидкости (а это бывает, когда человек плачет), то она не успевает уходить в слезные канальцы и стекает через край нижнего века.

Глаз — самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя.

Мелкие движения глаз (микродвижения) играют значительную роль в зрительном восприятии. Без них невозможно было бы различать предметы.

Кроме того, глаз совершает заметные движения (макродвижения) — повороты, перевод взора с одного предмета на другой, слежение за движущимся предметом (например, на экране телевизора, дисплея и т. д.), сведение глаз к носу, когда предмет приближается к лицу.

Различные движения глаза, повороты в стороны, вверх, вниз обеспечивают глазодвигательные мышцы, расположенные в глазнице. Всего их 6, 4 прямые мышцы крепятся к передней части склеры (сверху, снизу, справа, слева) и каждая из них поворачивает глаз в свою сторону.

А две косые мышцы, верхняя и нижняя, прикрепляются к задней части склеры. Содружественное действие глазодвигательных мышц обеспечивает одновременный поворот глаз в ту или иную сторону.

При повреждении мышц глаза у человека ограничивается поле зрения, поскольку утрачивается способность поворачивать глаза в ту или иную сторону.

Итак, глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, которая состоит из роговицы, хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая сила глаза (прохождение луча света через прозрачные среды и изменение его направления) зависит от состояния оптической системы глаза у данного человека.

I. 2. Формирование зрения у детей

Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит от 1-го до 5-го года жизни.

Рост глазного яблока продолжается до 14-15 лет. К этому времени длина оси глаза становится в среднем 24 мм.

Соответственно с этим меняется и преломляющая сила глаза, что сказывается на способности глаза видеть предметы четко — остроте зрения. Острота зрения равняется 1.

0 D (диоптрии), формируется у детей не сразу, а зависит от возраста. Так, при рождении большинство детей склонны к дальнозоркости, и только с 6-ти лет увеличивается число детей с нормальным зрением.

Зрение в развитии ребенка

Нарушением у детей считается зрение остротой менее 0,3, с диапазоном просмотра менее 15 угловых градусов. Эти данные позволяют выявить детей, которым необходима медицинская помощь.

Нарушение зрения мешает малышам познавать окружающий мир, ограничивает их ориентацию в пространстве, лишает их возможности заниматься любимыми видами деятельности.

Существуют методы раннего распознавания детей с расстройствами зрения. Это несколько тестов, позволяющих определить группу риска и тем самым сделать все возможное для исправления ситуации.Самый простой из них уже можно проводить в возрасте трех месяцев.

Относительно большую группу по сравнению со слепыми составляют слабовидящие дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4.

Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и у нормально видящих детей, т. е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых.

Астигматизм у мужчин и женщин

Опытным врачам известна не только классификация нарушений зрения, но и такая патология, как астигматизм. При нем на сетчатке формируется искаженное изображение.

Ухудшение зрения на один глаз наблюдается при изменении рефракции на 1 дптр и более. Астигматизм диагностируется реже миопии и гиперметропии.

Его доля в общей структуре нарушений рефракции достигает 10%. Почему падает зрение при астигматизме, известно не каждому.

Основной причиной является изменение конфигурации хрусталика или роговицы. Немаловажное значение имеет наследственный фактор.

Во время закладки органов возможно неравномерное давление придатков глаза и мышц на оболочки. В будущем это повышает риск развития астигматизма.

Причина падения зрения включает наличие рубцов в области роговицы, кератит и кератоконус.

Все это может привести к развитию приобретенного астигматизма. Известны 2 клинические формы этой патологии: правильная и неправильная. Астигматизм часто сочетается с близорукостью и дальнозоркостью. Человек узнает о том, что зрение садится, чаще всего в дошкольном или школьном возрасте.

Дети путают буквы или же изменяют их расположение в словах. Они предъявляют жалобы на плохое зрение.

https://www.youtube.com/watch?v=Wc6czSELw2E

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: