Шанти Натхини — Йога-терапия для восстановления зрения || Йога терапия для восстановления зрения натхини шанти

Тратака: смотреть не отрываясь

Я сознательно отложила выполнение этого упражнения до освоения концентрации, хотя в действительности могла бы привести его еще в разделе «Шауча», где речь шла об очищении глаз. Тратака – сосредоточение взгляда до появления очистительных слез – один из методов классической шат-кармы, или шести очистительных процедур, принятых в хатха-йоге.

Существуют бесчисленные вариации тратаки – на воде и иных объектах, которые приводят, например, Шри Йогендра в книге «Личная гигиена йога» и Рамамурти Мишра в книге «Основания йоги». Принципиально то обстоятельство, что тратака представляет собой очищение именно глаз посредством концентрации взгляда на предмете, находящемся близко или далеко.

Желательно, чтобы предмет был очень маленьким, глаза нужно нормально открыть, но не моргать и смотреть, пока не потекут слезы, вымывающие все вредные вещества из глаз.

Чаще всего в качестве объекта сосредоточения используют пламя свечи. Интересно, что кармологи приводят это упражнение как идеально подходящее для тренировки мысли, ибо самый действенный инструмент для воздействия на судьбу – мыслеобразы.

Для того чтобы обрести способность менять судьбу, мысль должна быть острой и сосредоточенной, поэтому, прежде чем приступать непосредственно к воздействию на обстоятельства, следует отточить мысль и взгляд.

Кроме того, огонь обладает свойством нейтрализовать отрицательную энергию. Однако подобная тренировка хороша скорее для развития силы здоровых глаз.

Поскольку требование не моргать может вызвать сильное напряжение, далеко не полезное для ослабленных глаз, приведу здесь терапевтический вариант, не доводящий глаза до слез.

Секрет равновесия – во взгляде

Как утверждают йоги, при занятиях йогой, а точнее, при выполнении асан положение тела нужно «видеть» кожей, т.е. чувствовать форму тела изнутри, из самого центра души. Как всегда, все мистические заявления имеют под собой некое более или менее материалистическое основание.

йога терапия для восстановления зрения натхини шанти

В данном случае обратим внимание на то, что между состоянием кожи и зрением действительно есть отпределенная связь, и массаж часто рекомендуется как одно из средств для улучшения зрения. Кроме того, что видение вообще – часть чувствования и общее состояние организма не может не сказаться на здоровье глаз, существует также и энергетический фактор.

В китайской медицине принята теория, согласно которой все органы находятся в связи друг с другом не только физиологически, но и через систему тонких каналов. На этом основании была разработана акупунктура, где разные точки кожи оказываются «выходами» на поверхность тела этих глубинных каналов, поэтому воздействие на один конец отражается на другом конце.

Иными словами, мы массируем большие пальцы ног, а воздействие передается по каналу к глазам и т.п. В индийской медицине тоже существует подобная концепция: сеть каналов (нади) и точек на поверхности тела (мармы), просто эта система менее известна, поэтому даже индийские окулисты рекомендуют применять акупунктуру.

Мы последуем их примеру, но обратим внимание на йогический смысл точечного массажа: при воздействии на кожу вся поверхность тела оказывается границей взгляда и прикосновение отправляет сигналы к глазам от самой кожи.

Таким образом, массаж оказывает содействие практике пратьяхары, удерживая видение в пределах тела, не позволяя ему рассеиваться.

Массаж глаз. Особенно полезен непосредственный массаж глаз для улучшения кровообращения в них, и его можно проводить в любое время суток при закрытых глазах.

Сначала установите указательные пальцы посередине бровей и совершайте мягкие круговые движения. Затем сместите пальцы на веки и продолжайте совершать те же круговые движения, но совсем мягко.

Шанти Натхини - Йога-терапия для восстановления зрения читать онлайн

Не переусердствуйте – достаточно проделать всего 5–7 кругов, но медленно и прочувствованно. Такой массаж способствует расслаблению глаз и улучшает зрение, его можно повторять несколько раз в день независимо от времени суток.

Акупунктура. При плохом зрении или усталости глаз вы можете надавливать на различные точки лица в течение 2–3 минут, повторяя массаж несколько раз в день.

Предпочтительнее соблюдать следующий порядок: виски, внешние концы бровей, внутренние концы бровей, точка в межбровье, точки посередине под глазами, кончик носа, точки под краями крыльев носа, точка под носом, уголки губ, точки под ушами.

Некоторые точки имеют особое значение при лечении глазных болезней: так, давление на виски полезно при катаракте, давление на брови – при глаукоме, давление под глазами – при «мушках» в глазах, а давление под ушами – при ослабленном зрении.

Очевидно, что если вы проводите массаж всех точек, то эффект будет наилучшим для лечения и профилактики всех возможных заболеваний.

Существует интересный феномен взаимной зависимости чувства равновесия и сосредоточения взгляда. Вспомним канатаходца под куполом цирка: он не озирается по сторонам и не смотрит мимо каната на публику внизу, но глядит прямо перед собой, совмещая в одном взгляде стопу и канат, а все его тело направлено вперед – к точке крепления каната на стене.

Точно так же при выполнении балансировочных асан секрет равновесия заключается в фиксации взглядом избранной неподвижной точки, причем чем ниже эта точка, тем проще удерживать равновесие.

Если вы выбрали точку опоры для взгляда прямо перед собой на полу, то шансов удержать позу длительное время у вас много больше, чем если вы смотрите на стену поближе к потолку. Но в любом случае стоит вам отвлечься и сместить взгляд или хотя бы подумать о чем-то «побочном», на что сразу переводится внутренний взор, как вы сразу зашатаетесь.

Если вы быстро соберете внимание и вернете взгляд на прежнее место, то, скорее всего, положение тела выровняется, а иначе вы почти сразу упадете или просто выйдете из асаны в обычное положение стоя. Отсюда очевидна сложность выполнения балансировочных поз с закрытыми глазами: та же самая асана становится на порядок сложнее, если вам не за что «зацепиться» взглядом.

Судя по всему, правы были древние философы, считавшие взгляд некой полуматериальной субстанцией, состоящей из неких излучений вещества от видимого предмета.

Как бы там ни было, взгляд представляет собой реальную опору для всего тела, в чем нетрудно убедиться, проделав несколько простых балансировочных асан, которые в свою очередь помогут вам развить способность к центральной фиксации взгляда, а значит, и улучшить зрение.

Натараджасана. Кроме известных нам перевернутых поз (особенно стойки на голове), балансировочные асаны выполняются в положении стоя или сидя.

Сначала попробуйте выполнить Натараджасану: встаньте прямо, согните одну ногу в колене, захватите щиколотку одноименной рукой снаружи, а затем, слегка наклоняясь вперед, одновременно отводите ногу назад, удерживая ее рукой.

В результате у вас получится всем известная поза лука, только не на животе, а с опорой на одну ногу: а именно, тело и нога вместе составляют плавную дугу, а рука натянута горизонтально, подобно тетиве лука, соединяя плечо со щиколоткой.

Шанти Натхини - Йога-терапия для восстановления зрения читать онлайн

Теперь попробуйте поработать со взглядом: посмотрите на пол перед собой, затем направьте взгляд прямо вперед, затем переведите взор как можно выше на потолок, а затем закройте глаза и сведите их к межбровью.

Повторите то же самое с опорой на другую ногу (все асимметричные асаны обязательно должны выполняться на обе стороны).

Дришти, или «Назад, к асанам!»

Дришти буквально означает «увиденное» – объект, на котором сосредоточен взгляд, а в йоге это слово используют как термин для обозначения особых точек для направления взгляда при выполнении каждой асаны.

В практике всегда должна присутствовать так называемая тристхана («три места»), т.е. три объекта внимания или действия: положение тела, процесс дыхания и направление взгляда. Все они важны также и для «йоги прозрения», ибо охватывают три уровня очищения: физическое тело, нервную систему и сознание – и выполняются в соединении друг с другом.

Асаны очищают тело, придают силу и гибкость, а дыхание – устойчивость, когда длина вдоха равна длине выдоха, ибо такое дыхание уравновешивает нервную систему.

Что касается места, куда направлен взгляд во время нахождения в асане, то выделяется девять дришти: межбровье, кончик носа, пупок, большой палец, руки, ноги; также взгляд может быть направлен вверх, вправо или влево.

При выполнении асан, когда внимание сосредоточено на дыхании и дришти, погружение в состояние концентрации прокладывает путь к дхаране и дхьяне. Таким образом дришти очищает и делает устойчивым осознание.

В качестве объектов сосредоточения внимания, т.е. направления внутреннего взора, могут выступать чакры.

Существует немало асан, безупречное выполнение которых предполагает сосредоточение на Аджне, оказывая совокупное влияние как на физические глаза посредством позы, так и на развитие внутреннего видения путем накопления энергии в «третьем глазу». Поэтому предлагаю вернуться к асанам и «посмотреть на них новыми глазами» – следить в каждой позе, верно ли нацелен ваш взгляд.

При выполнении комплекса «Сурья-намаскар» взгляд должен «дотягивать» за собой физическое тело: при всех прогибах, где голова идет вверх, взгляд должен быть направлен через точку в межбровье вверх, а при всех наклонах, где голова идет вниз, взгляд должен быть направлен через кончик носа вниз.

При этом внимание должно «сканировать» все туловище от головы до промежности: при прогибах – снизу вверх, а при наклонах – сверху вниз. Что же касается перевернутых поз, то в стойке на голове точка концентрации внимания – Сахасрара, или макушка головы, а во всех стойках на плечах – Вишуддха, или ямка в основании горла.

Соответственно, и взгляд в первом случае смещен к межбровью, а во втором – к кончику носа. Наконец, во всех сидячих медитативных асанах вроде позы лотоса внимание центрировано на Аджне, а взгляд направлен прямо или тоже к межбровью.

Увидеть – значит вспомнить

Центральная фиксация взгляда, равно как и концентрация внимания, связана, кроме всего прочего, с безукоризненной памятью. Согласно доктору Бейтсу, хорошее зрение однозначно предполагает также и хорошую память, а плохая память сразу выдает нам свидетельство о плохом зрении.

Разумеется, то и другое находится в прямой зависимости от степени расслабления. Наилучшим способом оценить память Бейтс считает способность человека вспомнить с закрытыми глазами абсолютно черный цвет, который он называет «точкой полной остановки», т.е. полным расслаблением.

При хорошем зрении стоит только закрыть глаза, как в сознании воцаряется полная темнота. Когда же глаза открыты, человек способен «вспомнить» черный цвет, поэтому он всегда видит контуры предметов отчетливо при любом освещении.

Но если зрение испорчено, контрастность исчезает и один и тот же шрифт начинает казаться более или менее серым в зависимости от времени суток и степени усталости. Причем тьма в одном глазу может оказаться темнее, нежели в другом, в точной связи с различием в состоянии глаз.

Итак, если вы не в состоянии представить и увидеть черный цвет, то отсюда следует однозначный вывод – вам трудно расслабиться. Однако «память черного» не создает расслабление, а зависит от него.

Так, можно использовать пальминг, чтобы упрочить «полную остановку» и видение черного цвета. Достаточно восстановить способность вспомнить черноту, которая означает концентрацию на внутреннем основании видения, как все дефекты зрения устраняются.

Следует начинать с небольшого черного пятна, а затем постепенно увеличивать его размеры, которые вы способны представить, хотя для некоторых бывает проще наоборот.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: